В серии живописных и графических работ, привезенных Александром Полозовым из Антарктиды, нет “проходных", равнодушных произведений. Меня тревожат его “белые полотна”. Вот небольшой холст “В море Росса”. Тут только море и тонкая полоска неба. А если сказать точнее, тут только большие плавающие льдины и осколки льдин. А между ними - вода, в которой отражаются их очертания. Вот собственно и всё, что изображено. Но меня околдовала и ширь, и льды, и небо - сероватое, с легкими фиолетовыми тенями. Нет, зто не ледяное безмолвие, не мертвящая тишина. Здесь всё в движении: слышится треск, скрежет, какие- то шорохи, слышатся птичьи вскрики. Живописец внимателен ко всем проявлениям жизни: вон там, на крохотном кусочке земли идет стайка пингвинов-обитателей сурового материка. Здесь всё дышит особым цветом. Живопись холста нежная, почти акварельная, полная тончайших оттенков: сероватых, сиреневатых, рыжеватых, зеленоватых, голубоватых- почти белых. Деликатнейшая гамма полутонов, полуцветов пронизана внутренним светом, написана на каком-то удивительном, неповторимом дыхании искусства. Магнетизм, исходящий от холста, труднообъясним. Видимо, все дело в той мгновенной гармонии, которая возникла между душой художника и состоянием природы. Картина написана на подъеме. Это чувствуется во всем. Тем не менее живописец не выставляет своих чувств напоказ, а скрывает их за объективностью изображения.
Когда погружаешься в бескрайние, снежные дали, то видишь не только Антарктиду. Невольно вспоминаешь и нашу российскую ширь. И тут, и там раздолье. И тут, и там чистые аккорды, в которых прорывается голос Вечности. По существу, в картине “В море Росса” ведущим является чувство пространства художника, которое можно назвать абсолютным. Мне думается, что притягательная сила и его картины “Караул в пути” в значительной мере объясняется этим чувством. Не впадая в преувеличение, можно сказать, что все искусство Александра Полозова - российская песнь с ее размахом, с ее грустью, с ее свободолюбием - с ее широтой души.
Разумеется, интонационный строй “Антарктической сюиты” и, скажем, “Караула в пути” - разный. В “Карауле в пути” все овеяно живыми, теплыми чувствами, окутанными грустью-любовью к Родине. Это напевная работа. В самой ее образной структуре слышатся русские раздольные мелодии. А “Антарктическая сюита” все-таки холодна. Ее мелодия чуть-чуть космична, отчуждена - она несется над льдами, над человеческими радостями и страданиями. В мелодике антарктических картин есть какая-то “лунность”, постоянно чувствуешь: нет, это другой мир, это уже другая планета.
Если говорить о колористических особенностях работ Полозова, то надо отметить, что живописец сдержан в цвете. Иногда даже аскетичен. Однако его палитра благородна. Художник всегда сохраняет чувство меры.
Разумеется, каждая работа имеет свое цветовое звучание, свое настроение. Вот еще один небольшой холст “Берег мертвых”... Это берег, где похоронены те, кто был в Антарктиде и погиб здесь. Но не ищите в этом полотне ложно понятой романтики или чувства безысходности. Тут та же достоверность, что отличает искусство живописца в целом.
Картина рождает у меня мысль - ощущение, что так было всегда. И так будет. Будут вечно стоять эти же пингвины, похожие на одиноких, усталых путников или скорее даже на монахов, вечно шепчущих свои молитвы. Вечны и могилы погибших. И вечен этот внутренний свет земли. Здесь сквозит мысль художника, что Антарктида все еще противостоит Человеку - не покорилась ему. А иногда она выступает как враждебная ему сила, постоянно угрожающая его жизни. Хотя на материке нет хищников. Здесь хищниками являются только чайки-поморники, которые таскают птенцов у пингвинов, крадут яйца. И всё. Но сама природа, ее неукротимый нрав пока не подвластны человеческой воле. Смотрите, как не вписываются в антарктический пейзаж все эти тягачи, все эти домики, все эти самолеты, похожие на неуклюжих птиц... Художник уловил это порой трагическое противостояние природы Антарктиды и людей. Их борьбу. И исходы этой схватки. Но он уловил и передал краткие моменты их единения, их взаимопонимания. Вот в такие мгновения единства человеческой сути с сутью, с душой, материка и возникают холсты, наполненные гармонией.
Среди произведений “Антарктической сюиты” есть и такие, которые отличаются повышенной декоративностью, броской красотой. Вот один из них. Перед нами - только солнце и океан - развертывается великолепный спектакль, поставленный непревзойденным художником - Природой. Какое волшебство! Какой восторг! Художник сумел запечатлеть встречу солнца и бескрайности. Я смотрю на это великолепное свидание и не могу оторвать глаз. У меня захватывает дух от раскрытой живописцем нетленной красоты мира. Еще раз хочу подчеркнуть, что художник нигде не повторяется, не использует уже найденных и отработанных приемов. Он каждый раз по-новому выражает владеющие им впечатления и настроение. И делает это свободно. Даже как будто не задумываясь о том, “как” сказать. Главное для него - сказать точно, чтобы выразить жизнь природы.
Мы знаем имена художников, которые первыми заговорили о Севере - об Арктике. Мы знаем полотна нашего ленинградца Андрея Яковлева, посвятившего Северу многие произведения. Я сейчас не буду говорить о них. У них свой язык, свои интонации, свое виденье холодной, суровой природы. Люди в полотнах Яковлева вписаны в эту природу - живут в ней. Они - ее неотъемлемая часть.
У Полозова - иной мир. Он по-своему открыл Антарктику. И открыл Антарктику как Художник. Живописец выразил ее контрастность Человеку. Но он увидел, и показал точки схода сурового Юга земли и Человека.
Художник, можно сказать, почтителен к жизни Антарктиды, к ее несказанному миру, к ее хозяевам пингвинам, птицам, к ее льдам, к ее пространствам. Но главное - художник принял мир Антарктиды, ее бесчеловечную человечность, если можно так выразиться. Он принял мир Антарктиды. Художник говорит: “Вот здесь и есть тот страшный космос. Вот он. Будьте осторожны. Будьте внимательны. Мы все - только дети природы. У нас есть связи с природой, и эти связи нерушимы и вечны. Мы все - дети солнца дети этих пространств. И эта безграничность же учит
нас быть шире душой, быть масштабнее в своих делах, в своей жизни быть чище.
Кто-то скажет, что я ухожу от картин Полозова в некие домыслы. Ничего подобного. Напротив, я пытаюсь глубже понять те мысли, очень нужные нам сейчас для обновления жизни, которые содержит в себе Антарктическая сюита Александра Полозова.
Есть предположение, что при современной технике можно прочитать отражение звуковых волн, которые возникали, скажем, при написании Рембрандтом “Ночного дозора”, т.е. слой краски настолько податлив, что воспринимает все колебания воздуха, среды и подобно пластинке записывает звуки. Так и в данном случае холсты Полозова запечатлели не только дыхание автора, его чувства, но и само дыхание Антарктиды: ее холод, ее ветер, ее атмосферу.
Подчеркивая высокую степень художественной достоверности полотен Полозова, нельзя не заметить, что без фантазии, без сильно развитого воображения живописцу было бы не взять главных интонаций Антарктиды, не постичь ее.
Художник привез и много портретов. Это участники Антарктической экспедиции. Здесь люди разных национальностей: русские, немцы, индусы. Внутренняя сосредоточенность - вот, пожалуй, главная черта каждого портрета. В холстах нет ни малейшего намека на какую-либо героизацию. Чувствуется, что перед нами люди дела. Но возникает интересный парадокс. Художник “дает” своих героев подчеркнуто обыденно. Но я вижу и скромность, и героизм.
Громадно количество рисунков. Здесь и бытовые зарисовки, и портреты. И опять та же художественная достоверность. Сама линия очень разная: то она уверенная, напряжённая, категоричная, то легкая, чуть намеченная, трудно уловимая. Линия живет в своем художественном пространстве. Живет ей одной свойственной жизнью. Но ни в одном рисунке нет ни малейшего любования мастерством. Все строго, просто, ясно.
Я не буду сейчас говорить об особенностях художественного языка: о пластических, композиционных, цветовых решениях, о том, как и какими средствами достигается эффект сильного воздействия сюиты на нас, зрителей. Думаю, что и открывать секреты мастера не надо. Скажу лишь одно. Художник промыл мое зрение, заставив меня увидеть мир по-новому: мир в его богатстве, в его неожиданности. Он сумел выразить музыку казалось бы самой неподвижности, ее скрытую напряженность, схватил и убедительно передал взаимодействие безмолвия и движения, выразил трудно сопоставимые контрасты сближенных тонов.
Творчество - всегда тайна. Это всегда тайна личности, тайна натуры художника. И разгадывать эту тайну мы будем каждый раз заново. Такова природа и искусства ленинградского живописца Александра Полозова. Заканчивая эссе, я не могу не подчеркнуть, что каждое полотно написано в экстремальных условиях ветра и холода и что сам факт создания антарктической серии есть творческий и человеческий поступок. И поступок неординарный. Именно неординарность определяет особенности личности Александра Полозова.
Ия Вьюнова
искусствовед, член Санкт - Петербургского Союза художников,
действительный член Петровской Академии Наук и Искусств